Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Президент Сооронбай Жээнбеков: Работа по привлечению инвестиций в регионы проводится не на должном уровне

«Несмотря на активные усилия государства, работа по привлечению инвестиций в регионы проводится не на должном уровне. Мы не наблюдаем ожидаемой активности бизнеса. Причину такого положения дел предприниматели видят в слабой защите интересов инвестора», — подчеркнул Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 12 февраля, на втором заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном Совете по устойчивому развитию Кыргызской Республики.

Текст выступления Главы государства:

«Уважаемые участники!

Сегодня мы проводим второе заседание Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете.

Во-первых, хотел бы остановиться на изменениях в составе Комитета и представить его новых членов.

Согласно моему Указу, заместителем председателя Комитета назначен вице-премьер-министр Эркин Шамшудинович Асрандиев. Ранее эту должность занимал Боронов Кубатбек Айылчиевич.

В связи с созданием института Бизнес-Акыйкатчы господин Робин Орд-Смит также дополнил ряды Комитета.

А Пономарев Сергей Васильевич выходит из состава Комитета, так как был избран заместителем Бизнес-Акыйкатчы.

В связи с изменениями в Совете управления Ассоциации молодых предпринимателей вместо господина Ажыкулова Темира назначен Пакыров Фархад.

В сегодняшнюю повестку дня включены три вопроса.

Первый вопрос: О состоянии защиты инвестиций и обеспечения прав субъектов предпринимательства.

Докладчик: Сыдыков Аскар Куттубекович — заместитель председателя Комитета.

Второй вопрос: О правовых аспектах декриминализации экономических преступлений.

Докладчик: Арзыматов Сыргак Жумадилович — член Управления Ассоциации юристов Кыргызстана.

Третий вопрос: Об исполнении правоохранительными органами законодательства о защите предпринимательства.

Докладчик: Жамшитов Өткүрбек Асилбекович — Генеральный прокурор Кыргызской Республики.

Уважаемые члены комитета!

На прошлом заседании мы обсудили вопросы, связанные с развитием легкой промышленности и перерабатывающей отрасли.

Были даны рекомендации соответствующим государственным и местным органам.

Также мы договорились о том, что будут разработаны рекомендации по формированию привлекательной среды для бизнеса.

Наряду с этим, членам Комитета было поручено провести встречи в регионах с представителями бизнеса.

Заместитель председателя Комитета Сыдыков Аскар Куттубекович и представители секретариата посетили регионы и во время встреч на местах обменялись мнениями с местными предпринимателями.

Во время данных встреч одним из актуальных и острых проблем был обозначен вопрос прекращения необоснованных проверок бизнеса со стороны правоохранительных и надзорных органов.

Повестка дня сегодняшнего заседания обусловлена необходимостью обсуждения данного вопроса и разработки конкретных рекомендаций.

Уважаемые участники!

Развитие регионов и в текущем году останется одним из приоритетных направлений государственной политики.

За прошедшие годы был решен ряд задач по поддержке предпринимательства в сельской местности.

Были предоставлены ощутимые льготы по налогам.

На 80 процентов был снижен налог на добавленную стоимость для предприятий, перерабатывающих сельскую продукцию.

Для сельскохозяйственных кооперативов, торгово-логистических центров, машинно-тракторных станций имущественный налог был снижен на 50%, кроме того, они полностью были освобождены от налога с доходов.

Производственные предприятия, открытые в сельской местности, на пять лет были освобождены от четырех видов налогов (налога с доходов, на прибыль, землю, имущество).

Для предприятий в сфере легкой промышленности, имеющих более 50 сотрудников, снижен подоходный налог.

Если раньше каждый сотрудник, в среднем, платил по 1500 сомов, теперь, в среднем, будет платить по 400 сомов.

Для этих же предприятий социальные выплаты были снижены с 27 процентов до 12 процентов.

Выполнен ряд задач по снижению административных барьеров.

До января 2021 года был объявлен временный двухлетний мораторий на проверку субъектов предпринимательства.

Внедрен пилотный проект по добровольному использованию электронных счетов-фактур.

Завершен процесс автоматизации услуг по предоставлению лицензий на экспорт и импорт некоторых видов товаров.

Упрощены процедуры обслуживания предпринимателей в таможенной сфере.

На сегодняшний день в 9 пропускных пунктах, где проходят основные товары, из 14 полноценно функционирующих пропускных пунктов, а также в 4 пунктах таможенного оформления установлена онлайн система видеонаблюдения.

В целом, установлены 506 видеокамер, из них 13 видеокамер интегрированы в систему «Түндүк».

Любой гражданин имеет возможность через Интернет наблюдать за процессом обслуживания предпринимателей на таможенном пункте.

В шести пропускных пунктах внедрена автоматизированная система инспекционно-проверочного осмотра (сканер).

До внедрения данного комплекса процесс проверки длился от 2-х часов до нескольких дней, а сейчас на это требуется всего 5-10 минут.

Внедрена система предварительного оповещения при поступлении товаров на таможню. Если до этого таможенное обслуживание одного автомобиля занимало 3-5 часов, теперь на это уходит всего 5-10 минут.

Внедрена система онлайн-подтверждения об уплате таможенных платежей. Если до этого предприниматель вынужден был тратить 1-2 дня на хождения между банком и таможней, то теперь необходимость в этом отпала.

Подписано первое соглашение с инвестором об использовании режима стабилизации (между компанией «Чаарат» и Министерством экономики).

В соответствии с ним, при внесении изменений в налоговое законодательство комфортные для инвесторов условия будут сохранены в течение 10 лет.

Внедрен институт Бизнес-Акыйкатчы, деятельность которого направлена на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

В целях усиления государственно-частного партнерства создан Центр государственно-частного партнерства.

Принято решение о внедрении режима «Открытое небо».

Безвизовый режим введен дополнительно еще для 7 стран, и их общее количество составило 68 стран.

В целях исключения человеческого фактора при предоставлении услуг активно внедряются цифровые технологии.

Начали работать электронные платежи и мобильные системы банкинга.

Началась реализация проектов по электронному патенту, электронным счетам-фактурам и электронной налоговой отчетности.

В прошлом году 191 государственная услуга и сервисы были переведены в электронный формат.

Все государственные органы были интегрированы в систему «Түндүк».

В целях отправления справедливого и объективного правосудия проводится судебно-правовая реформа.

Все вышеобозначенные реформы, проводимые в стране, напрямую влияют на улучшение инвестиционного климата.

Уважаемые участники заседания!

Несмотря на активные усилия государства, работа по привлечению инвестиций в регионы проводится не на должном уровне.

Мы не наблюдаем ожидаемой активности бизнеса.

Причину такого положения дел предприниматели видят в слабой защите интересов инвестора.

Суть жалоб, поступающих от бизнес-ассоциаций и предпринимателей, сводится к следующим моментам.

В основном, они обращают внимание на то, что не снижается давление со стороны правоохранительных и государственных проверяющих органов.

Сообщается, что правоохранительные органы, прикрываясь борьбой с коррупцией, выходят за рамки своих полномочий и создают искусственные препоны деятельности бизнеса.

Поступают обращения, где выражается беспокойство по поводу того, что в некоторых случаях в отношении предпринимателей принимаются суровые меры вплоть до заключения их под стражу.

«Вместе того, чтобы легализовать бизнес, находящийся в тени, фискальные органы проводят необоснованные проверки добросовестных предпринимателей, штрафуют их и требуют авансовых платежей», пишут в жалобах. Кроме того, утверждается, что в судебных процессах недостаточно защищаются права предпринимателей и инвесторов.

Предприниматели утверждают, что «эти проблемы поднимаются на разных площадках, но, тем не менее, дело не продвигается с мертвой точки, голос бизнеса остается неуслышанным государственными органами.

Поэтому мы сегодня проводим это заседание Комитета с участием всех сторон — Жогорку Кенеша, Правительства, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и бизнеса. Давайте совместно обсудим все наболевшие вопросы.

Призываю всех к открытому обсуждению, вносите предложения по соответствующим решениям.

Уважаемые участники!

Я хотел бы поделиться своим видением решения вышеобозначенных вопросов.

Все проблемы, о которых говорят предприниматели, будут сведены на нет, если будут решены следующие системные задачи.

Эти задачи должны восприниматься органами власти как самые актуальные в повестке дня.

Во-первых, отсутствует целенаправленная работа, наблюдается беспорядочность в реализации единой государственной политики.

Имеют место случаи, когда полномочные представители Правительства в областях, местная власть не знают своей роли в привлечении инвестиций и остаются лишь в позиции сторонних наблюдателей.

Представители местной власти не работают в тесном контакте с населением, разъяснительные работы не проводятся на должном уровне, из-за чего происходит срыв в реализации инвестиционных проектов.

А ведь они должны привлекать инвесторов и создавать для них условия.

Поэтому считаю, что Правительство при оценке деятельности местных органов власти должно принимать во внимание показатели активной работы с предпринимателями и местным сообществом.

Также важна роль и прокуратуры. Не зря прокуратуре была возвращена функция по предоставлению разрешения на осуществление проверок.

Мы рассчитывали на то, что прокуратура будет не только стоять на страже неукоснительного соблюдения требований законодательства, но и оценивать обоснованность проведения тех или иных проверок. Но пока, к сожалению, эта работа сводится только к тому, чтобы формально давать разрешение на проверку.

Новые нормы законов, направленные на защиту инвесторов и предпринимательства, пока не практикуются полноценно и не применяются своевременно.

И инвесторы, и сами предприниматели пока не могут на практике применять льготы и гарантии, прописанные в законах.

И предпринимателям, и ассоциациям предпринимателей необходимо повышать потенциал по защите своих прав.

Во-вторых, следует обратить внимание на недостатки в работе государственных органов в сфере экономики.

Нам пока не удается обеспечить полную прозрачность в вопросе учета импортируемых товаров и выплаты таможенных пошлин.

Что касается налогов, то, следует отметить, что объем налоговых поступлений от импортируемых из стран ЕврАзЭС товаров резко сократился.

Кроме этого, резко сократились сборы акцизных налогов от акцизных товаров, произведенных на внутреннем рынке.

Необходимо усилить реализацию планов, направленных на демонтаж коррупционных явлений в проверяющих государственных органах.

Например, эта работа должна быть ускорена в Государственной экотехинспекции, Агентстве строительства и других органах, предоставляющих разрешительные документы бизнесу.

Министерство экономики перестало быть флагманом реформ в сфере развития предпринимательства.

Раньше данное министерство проводило работу по своевременному исключению из законодательства норм, создающих препоны для развития предпринимательства, а сейчас эта практика сведена на нет.

В результате мы видим, что не решаются проблемы бизнеса, и предприниматели вынуждены напрямую обращаться к другим органам.

После создания данного Комитета увеличилось количество жалоб, поступающих не только в министерства или Правительство, но и в мой адрес.

В-третьих, хотел бы остановиться на бюрократических препонах.

Долгие и сложные процедуры согласования приводят к дополнительным расходам инвесторов и предпринимателей.

К примеру, для реализации инвестиционного проекта требуется, в среднем, около 3-4 лет.

Ввиду усложнения процедуры налоговой отчетности и затянувшихся налоговых разбирательств в судах, Кыргызстан в 2017 году занимал 138-е место в мировом рейтинге Дуинг бизнеса.

За последние два года, в результате внедрения цифровых технологий, этот показатель был улучшен — мы поднялись на 117-е место. Тем не менее, мы все прекрасно понимаем, что этот показатель не дает никакого повода для самодовольства.

Барьеры в сфере строительства отрицательно влияют на развитие бизнеса.

К примеру, для строительства 100-квартирного дома строительной компании, в среднем, потребуется провести около 50 согласований. Провести около 12 различных экспертиз и собрать около 100 различных подписей.

В результате только на стадию проектирования уходит более одного года.

Из-за такого положения дел в сфере получения разрешения на строительство Кыргызстан за последние четыре года в рейтинге Дуинг бизнеса упал с 20го на 90е место. Только за четыре года мы потеряли 70 позиций.

Для устранения бюрократии и коррупции необходимо ускорить внедрение цифровых технологий.

Необходимо максимально исключить прямое взаимодействие государственных органов и граждан.

В настоящее время есть хорошие достижения в процессе перевода государственных услуг на цифровой формат.

Но также немало и нерешенных задач.

На основании сегодняшних обсуждений будем ждать ускоренную работу правоохранительных, проверяющих органов и судебной системы по внедрению цифровых технологий.

На заседании мы рассмотрим эти и другие проблемные вопросы».

12 февраля 2020