Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Президент Сооронбай Жээнбеков: Цифровизация судебного процесса должна охватить все виды судебного производства

«Необходимо провести полноценную цифровизацию всего процесса судебного производства. Она не должна ограничиваться только блоком преступлений, необходимо охватить также и все виды судебного производства — гражданскую, административную и другие сферы», — подчеркнул Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 10 декабря на 3-м заседании Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

Глава государства отметил, что цифровизация не приобрела всеобщий характер.

«Пока что она реализуется только на пилотной основе: пилотные суды, пилотная пробация, пилотные кабинеты следователей, пилотная милиция. И в Бишкеке не полностью внедрены цифровые элементы судебно-правовой реформы. До сих пор продолжается работа по оснащению судебных заседаний оборудованием по аудио-видеопротоколированию. Эти системы еще не полностью взаимообъединены», — отметил Сооронбай Жээнбеков.

Президент остановился на недостатках по разработке согласованной единой программной системы по Единому реестру преступлений и проступков.

«Необходимо обеспечить единую регистрацию преступлений и проступков, а также полноценно реализовать задачу по созданию не ведомственной, а общестрановой правовой статистики. Есть серьезные проблемы в блоке регистрации. В течение года не решается вопрос, связанный с Единой регистрацией в реестре преступлений. Единая регистрация в реестре преступлений — это должно быть единым, иначе невозможно создать правовую статистику страны в целом», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Он отметил неэффективное использование финансирования, беспорядочное использование средств из государственного бюджета и выделяемых со стороны доноров, неустойчивость финансирования Реестра преступлений, необходимость собрать ресурсы, чтобы они не были разрозненными.

Глава государства отметил, что пока ситуация по созданию Единого реестра нарушений не отвечает ожиданиям и эта задача не реализована на уровне, обозначенном в законе. Работа значительно запаздывает. Имеет место ряд упущений и недостатков.

Как он подчеркнул, что не завершен процесс внедрения Реестра нарушений. В отличие от Реестра преступлений, и система Реестра нарушений, и соответствующие должностные лица не готовы пока работать по-новому. Значит, Министерство внутренних дел и другие государственные органы должны сделать соответствующие выводы и незамедлительно внедрить новый институт. Всем известно, что нагрузка на следователей при ведении дел по досудебному производству весьма велика. Это говорит об отсутствии единой координации.

Кроме того, значительное количество не рассмотренных дел на руках следователей свидетельствует об уровне прокурорского надзора.  Необходимо усилить контроль и повысить качество надзорной деятельности местных прокуроров.

В Реестре преступлений блок «следственный судья» полностью не подготовлен. Есть противоречия между автоматизированной информационной системой суда и Реестром преступлений.

«Верховный суд с участием Генеральной прокуратуры должен обращать больше внимания на эту проблему. Необходимо создать и развивать полноценную систему регистрации, а также обеспечить ее безопасность. По реестру осужденных людей Верховный суд, Служба исполнения наказаний и органы пробации должны проводить совместную работу. До сих пор многие следственные судьи не могут получить секретные материалы. Это отрицательно сказывается на процессе контроля законности следственных действий. Работа Верховного суда по обобщению судебной практики идет медленно. В регионах судьи не могут своевременно получить представления», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Он добавил, что как было выявлено в ходе встреч с судьями в регионах, принятые пленумом Верховного суда решения не были доведены до судей на местах.

«В этом году было проведено 2 пленума, посвященных обобщению практики следственных судей. Этого недостаточно, так как отсутствует единая судебная практика по многим новеллам. Пленум Верховного суда должен активно работать и его данные должны содействовать реализации единой концепции законов», — отметил Президент.

Глава государства подчеркнул, что наблюдаются проблемы, связанные с ошибочным привлечением к уголовной ответственности по гражданско-правовым делам.

«Одной из причин этого является то, что объем госпошлины при обращении в суд является слишком большим, вследствие чего многие граждане, пытаясь обойти данный барьер, обращаются не в суды, а в следственные органы», — сказал Сооронбай Жээнбеков.

Еще одним важным обстоятельством назвал то, что нагрузка некоторых местных судов несоразмерима и есть необходимость их выравнивания.

Сооронбай Жээнбеков отметил, что на сегодняшний день служба пробации переживает переходный период. Необходимо пересмотреть все нормативно-правовые акты, прежде связанные с процессом исполнения альтернативных мер наказания в системе исполнения наказаний. Этот процесс следует цифровизировать, необходимо организовать работу службы, укрепить ее кадровый и материально-технический потенциал.

10 декабря 2019